Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи


Разбивка трассы воздушной линии

Разбивка котлованов для фундаментов опор ВЛ

До начала рытья котлованов под опоры проводят их разбивку, т.е. определяют и отмечают на трассе воздушной линии места, где требуется разрабатывать грунт под котлованы, а также основные разбивочные оси: ось воздушной линии и оси траверс опор. Разбивку котлованов проводят теодолитомтеодолит – геодезический инструмент, предназначенный для измерения на местности горизонтальных и вертикальных углов и определения направлений, стальной мерной лентой или стальной рулеткой. Разметку на трассе выполняют пикетными знаками, в качестве которых чаще всего используют деревянные колышки. Для закрепления на местности основных разбивочных осей применяют колья длиной 600 мм, диаметром 60-80 мм, в качестве вспомогательных знаков используют металлические шпильки длиной 200 мм, диаметром 10-12 мм или деревянные колышки длиной 200 мм, сечением 30×30 мм.

Теодолит Geobox TE Теодолит RGK TO-05
Теодолит Geobox TE Теодолит RGK TO-05

Разбивка котлованов для одностоечных и двухстоечных железобетонных опор

Центрами котлованов для установки одностоечных опор служат центры пикетовпикет – точка на местности, отмеченная забитым в землю колышком, указывающая место расположения опоры.

Для копки котлованов под одностоечные железобетонные опоры наличия пикетных знаков и закрепленной на местности трассы воздушной линии электропередачи является достаточным. Однако установка в пробуренные котлованы опор требует также закрепления на местности оси, перпендикулярной к оси ВЛ, по которой будут располагаться траверсы опоры.

Для этого в центре пикета, на котором выполняется разбивка котлованов (рис. 1, точка 1) устанавливают теодолит. На пикетных столбах соседних пикетов устанавливаются вешкивешка – прямая деревянная палка или металлическая трубка длиною 2-3 м с заострённым нижним концом для установки в грунт. Далее определяют ось трассы линии А-А и ось траверсы Б-Б перпендикулярную оси трассы. Электромонтеры закрепляют на местности разбивочные оси, забивая колья в створе ВЛ (точки 2-2) и по оси траверсы (точки 3-3).

Схема разбивки котлованов для установки промежуточных одно- и двухстоечных железобетонных опор

Рисунок 1. Схема разбивки котлованов для установки промежуточных одно- и двухстоечных железобетонных опор

При отсутствии теодолита определение оси трассы можно выполнить с помощью стальной рулетки. Для этого вдоль оси линии (в направлении ближайшего пикета, оснащенного вешкой) откладывается из точки 1 расстояние, равное 4 м (точка 2ʹ на рис.1). В точке 2ʹ устанавливается колышек. По предполагаемому направлению оси траверс Б-Б откладываются в обе стороны от пикета 1 расстояния, равные 3 м (точки 3ʹ) и забиваются временные колышки. Точки 3ʹ окажутся на оси траверс Б-Б в том случае, если расстояния между точками 2ʹ и 3ʹ будут равны 5 м.

Разбивка котлованов для установки двухстоечных промежуточных опор также начинается с установления и закрепления на местности оси трассы линии и оси траверс. Далее по оси траверс в обе стороны от центра пикета откладываются расстояния, равные половине расстояния между центрами нижней части стоек двухстоечной опоры, и забиваются колья (точки 4 на рис. 1), являющиеся центрами котлованов для стоек двухстоечной опоры.


В местах поворота трассы линии устанавливаются анкерно-угловые опоры. Особенность установки указанных опор состоит в том, что ось траверс располагается по биссектрисе внутреннего угла поворота линии β (рис. 2), определяемого по выражению:


β = 180 - α,


где α – угол поворота трассы линии, град.

Схема разбивки котлованов для установки анкерно-угловых одно- и двухстоечных железобетонных опор

Рисунок 2. Схема разбивки котлованов для установки анкерно-угловых одно- и двухстоечных железобетонных опор

Установить направление биссектрисы внутреннего угла поворота трассы линии с помощью теодолита не представляет сложности. Для этого, ориентируясь на вешки, установленные вдоль трассы линии до и после ее поворота, измеряют из центра пикета 1 внутренний угол β и делят его пополам, отмечая колышком (точка 2 на рис. 2). Прямая, соединяющая точки 1 и 2, представляет собой прямую, лежащую на биссектрисе внутреннего угла поворота линии, т.е. ось траверс.

Ось траверс можно определить на местности также с помощью мерной ленты или рулетки. Для этого от центра пикета откладывают в обе стороны вдоль трассы линии одинаковые расстояния, например, 10м (точка 3 на рис. 2). Далее измеряют расстояние 3-3 и делят его пополам (точка 4 на рис. 2). Прямая, соединяющая точку 4 с центром пикета 1, и будет осью траверс.

Пикет 1 является центром котлована для установки одностоечной анкерно-угловой опоры. Центрами котлованов для установки двухстоечной анкерно-угловой опоры служат точки 5 (рис. 2), получаемые в результате нанесения и закрепления кольями на оси траверс в обе стороны от центра пикета 1 расстояния, равного половине расстояния между центрами нижней части стоек духстоечной опоры.


Разбивка котлованов для установки фундаментов металлических опор

Решетчатая четырехгранная металлическая опора своей прямоугольной или квадратной базой опирается на четыре подножка, которые необходимо разместить относительно центра опоры, т.е. пикета 1 (рис. 3).

Схема разбивки котлованов для установки промежуточных металлических опор

Рисунок 3. Схема разбивки котлованов для установки промежуточных металлических опор

Разбивка котлованов под подножники требует бóльшей точности, чем котлованов для одно- и двухстоечных железобетонных опор. Данную работу выполняют с помощью теодолита, который вначале устанавливают в центре опоры, т.е. в центре пикета, разбивают и закрепляют на местности ось А-А вдоль трассы линии и ось Б-Б поперек трассы, вкапывая колья в точках 2 и 3 соответственно (рис. 3). На оси А-А откладывают от центра опоры по половине проектного расстояния между центрами подножников а/2 и забивают колышки в точках 2ʹ. Далее теодолит переносят поочередно в точки 2ʹ, закрепляют оси В-В и Г-Г, перпендикулярные к оси линии и параллельные оси Б-Б, и по ним в обе стороны от точек 2ʹ откладывают по половине проектного расстояния между центрами подножников поперек оси линии b/2. В центре котлованов забивают колья. Далее колышками размечают верхний и нижний контуры котлованов.


Разбивку котлованов под угловые опоры (рис. 4) производят с помощью теодолита, начинают с построения и закрепления оси траверс так, как показано на рис. 2 (линия Б-Б).

Схема разбивки котлованов для установки анкерно-угловых металлических опор

Рисунок 4. Схема разбивки котлованов для установки анкерно-угловых металлических опор

После этого перпендикулярно к оси траверс строят и закрепляют линию А-А. В обе стороны от пикета 1 по этой линии откладывают с помощью мерной стальной ленты или рулетки расстояние а/2, равное половине проектного расстояния между центрами подножников вдоль оси линии и отмечают его на местности колышками (точки 2ʹ). Далее все операции производят так же, как при разбивке котлованов для установки промежуточных металлических опор. А именно, строят и закрепляют оси В-В и Г-Г, параллельно оси траверс, и отмечают на них кольями центры котлованов, отмеряя от точек 2ʹ расстоянии b/2 равное половине проектного расстояния между центрами подножников поперек оси линии.


Дополнительный материал

  1. К-1-18-1 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных промежуточных свободностоящих стальных опор ВЛ 35-330 кВ. [скачать/просмотреть]
  2. К-1-18-2 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных промежуточных стальных опор на оттяжках ВЛ 110, 220 и 330 кВ. [скачать/просмотреть]
  3. К-1-18-3 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных анкерно-угловых свободностоящих опор ВЛ 35-330 кВ. [скачать/просмотреть]
  4. К-1-18-4 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных промежуточных стальных опор на оттяжках типов ПБ1, ПБ2, ПБ3, ПБ4 и ПБ5 ВЛ 500 кВ. [скачать/просмотреть]
  5. К-1-18-5 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных анкерно-угловых свободностоящих стальных опор типов У1, У2, У2+5, У1+12, У2+12 ВЛ 500 кВ. [скачать/просмотреть]

[Назад]      [Далее]


Содержание темы
  1. Классификация воздушных ЛЭП
  2. Основные элементы ЛЭП:
  3. ВЛ с изолированными проводами.
  4. Монтаж воздушной линии:
  5. Приемка в эксплуатацию воздушных линий. Наружный осмотр
  6. Испытание ВЛ при вводе в эксплуатацию
  7. Организация безопасных условий труда на ВЛ
  8. Осмотр воздушных линий электропередачи в процессе эксплуатации
  9. Ремонт железобетонных опор
  10. Отыскание замыкания на землю на воздушных линиях 6-35 кВ
  11. Правила охраны электрических сетей
  12. Работы на трассе ВЛ, проходящих в лесных массивах
  13. Восстановление электроснабжения потребителей на ВЛ 10 кВ
  14. Защита ВЛ от гололёда
  15. Борьба с пляской проводов на ВЛ
  16. Защита ВЛ от вибрации проводов

Юмор в энергетике

Развитие сайта