Конструкция шинопроводов
Шинопровод производится отдельными секциями с медными или алюминиевыми шинами. Шины изолированы друг относительно друга и от корпуса шинопровода. Питание отводится через ответвительные коробки установленные на самих секциях через равные интервалы.
По конструктивному исполнению шинопроводы подразделяют на:
- трехфазные;
- трехфазные с нулевым рабочим проводником;
- трехфазные с нулевым рабочим и нулевым защитным проводником.
Основными элементами распределительных шинопроводов являются:
- прямые секции — для прямолинейных участков линии, имеющие места для присоединения одного или двух ответвительных устройств для секций длиной до 2 м включительно, двух, трех, четырех или более устройств — для секций длиной 3 м;
- прямые подгоночные секции — для прямолинейных участков линий, где присоединение ответвительных устройств не требуется;
- угловые секции — для поворотов линии на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
а б в Рисунок. Секции шинопровода: а – прямая; б – прямая подгоночная; в – угловая горизонтальная.
- Z-образные секции — для обхода линией различных препятствий;
- вводные секции или вводные коробки с коммутационной, защитной и коммутационной аппаратурой или без нее — для подвода питания к шинопроводам кабелем, проводами или магистральным шинопроводом;
- переходные секции или устройства — для соединения двух шинопроводов на различные номинальные токи или шинопроводов разных конструкций;
- ответвительные устройства (коробки, штепсели) — для разъемного присоединения приемников электрической энергии. Коробки выпускаются с разъединителем, с разъединителем и с предохранителями или автоматическим выключателем;
а б в Рисунок. Элементы шинопровода: а – Z-образная горизонтальная секция; б – Z-образная вертикальная секция с изменением направления трассы; в – ответвительная коробка.
- присоединительные фланцы — для сочленения оболочек шинопроводов с оболочками щитов или шкафов;
- торцовые крышки (заглушки) — для закрытия торцов крайних секций шинопровода;
- устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений;
Основными элементами магистральных шинопроводов являются:
- прямые секции — для прямолинейных участков линий;
- угловые секции — для поворотов линий на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
- тройниковые (Т-образные) секции — для разветвления в трех направлениях под углом 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
- подгоночные секции — для подгонки линии шинопроводов до необходимой длины;
- разделительные секции с разъединителем — для секционирования магистральных линий шинопроводов;
- компенсационные секции — для компенсации температурных изменений длины линии шинопроводов;
а б в Рисунок. Секции шинопровода: а – тройниковая вертикальная; б – разделительная; в – компенсационная.
- переходные секции — для соединения шинопроводов на разные номинальные токи;
- ответвительные устройства (секции, коробки) — для неразборного, разборного или разъемного присоединения распределительных пунктов, распределительных шинопроводов или приемников электрической энергии. Коробки выпускаются с разъединителем, с разъединителем и предохранителями или с автоматическим выключателем; секции могут выпускаться без указанных аппаратов;
- присоединительные секции — для присоединения шинопроводов к комплектным трансформаторным подстанциям;
- проходные секции — для прохода через стены и перекрытия;
- устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений;
- крышки (заглушки) торцовые и угловые для закрытия торцов концевых секций шинопровода и углов.
а б в Рисунок. Элементы шинопровода: а – присоединительная секция; б – торцевая заглушка; в – корпус стыкового соединения.
Из отдельных секций и элементов собирается трасса шинопровода. Пример трассы магистрального шинопровода приведен ниже.
Рисунок. Трасса магистрального шинопровода: 1 - короб, для дополнительной защиты шинопровода; 2 - стыковочный блок; 3 - Z-образная секция; 4 - тройниковая секция; 5 - прямая секция; 6 - присоедениетельная секция; 7 - Z-образная секция с изменением направления трассы; 8 - подвес; 9 - трансформатор; 10 - распредустройство; 11 - проходная секция.
Принципиальных отличий осветительных шинопроводов от распределительных и магистральных нет. Осветительные шинопроводы имеют в своей номенклатуре секции прямые, подгоночные, вводные и устройства ответвительные, с защитой или без нее для подключения к ним осветительных приборов или потребителей небольшой мощности. Также в номенклатуру могут входить угловые и тройниковые секции, однако в некоторых типах осветительных шинопроводов для этих целей применяют гибкие секции.
Конструктивное отличие троллейного шинопровода в том, что короб снизу имеет сплошную продольную щель. Внутри короба шинопровода укреплены медные шины – троллеи. Подвижная каретка катится по нижним внутренним краям короба вдоль щели и с помощью установленных на ней медно-графитовых щеток снимает питание с троллеев.
а | б |
Рисунок. Троллейный шинопровод: а – вид сбоку; б – вид в разрезе; 1 – медная шина; 2 – подвижная каретка; 3 – медно-графитовая щетка.