Беспилотный контроль состояния воздушных линий электропередачи
Обследование и контроль технического состояния воздушных линий разных классов номинального напряжения актуальны всегда. Интерес у специалистов вызывает применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для верховых обследований опор и проводов воздушных линий. При обследовании участков ЛЭП, находящихся в труднодоступных местах, наземное обследование может затянуться на несколько дней или неделю. Обследование при помощи БПЛА уменьшает это время до нескольких часов. БПЛА может использоваться для планового обследования воздушных линий, наблюдения и фотографирования с различных высот, инспекции воздушных линий и охранной зоны, выявления дефектов и нарушений, картографических работ – создания планов, трехмерных моделей местности и ЛЭП, сопровождения работ по строительству и реконструкции воздушных линий. Данный способ обследования воздушных линий является безопасным для человека и позволяет наиболее полно обследовать воздушные линии на всей протяженности с разных ракурсов.
К примеру, РУП «Белэнергосетьпроект» (Беларусь) имеет на вооружении подобный аппарат – это квадрокоптер DJI Phantom 4 Pro Plus. Максимальная дальность его полета – до 6 км, а максимальная скорость – до 72 км/ч. Углы обзора: 60° – по горизонтали, 54° – по вертикали.
Рисунок. Квадрокоптер DJI Phantom 4 Pro Plus
В РФ опыта использования БПЛА гораздо больше, практически все сетевые компании применяют летательные аппараты для выполнения различного рода задач. Например, в ПАО «ФСК ЕЭС» (Россия) еще в 2015 г. было опробировано практическое использование БПЛА самолетного типа для выполнения работ по оценке текущего состояния трасс ВЛ в части определения характеристик растительности в границах существующей просеки воздушных линий. В будущем планируется оснащение БПЛА тепловизорами и камерами для ультрафиолетовой съемки с достаточной чувствительностью и точностью, позволяющими выявлять дефекты воздушных линий (повышенный нагрев токоведущих частей, дефекты изоляции).
Сдерживающие факторы развития беспилотного контроля состояния воздушных линий следующие: 1) Отсутствие большого опыта эксплуатации БПЛА электросетевыми компаниями. 2) В настоящее время, в большинстве случаев камеры с достаточными характеристиками обладают бóльшим весом, чем грузоподъемность БПЛА, а «легкие» камеры не позволяют выявить все дефекты. 3) Сложность и длительность согласования полетов.