Общие сведения о методе раскатки проводов «под тяжением»
Метод раскатки проводов и грозозащитных тросов «под тяжением» появился в середине 20 века и активно применяется в настоящее время западными электросетевыми компаниями. До этого раскатка проводов проходила по земле (данные методы описаны в разделе «Теория»). Основной недостаток заключался в том, что провод в процессе раскатки получал многочисленные повреждения и требовал ремонта уже на стадии монтажа. Мелкие, незамеченные царапины и сколы были причиной коронного разряда, что приводило к дополнительным потерям передаваемой энергии, радиопомехам и помехам высокочастотной связи.
При раскатке под тяжением, на опоры поднимают вспомогательный легкий канат (трос-лидер) и затем с его помощью раскатывают по роликам провода в натянутом состоянии, не опуская их на землю. Этим обеспечивается сохранность проводов.
Метод раскатки проводов «под тяжением» особенно эффективен на участках выполнения переходов ЛЭП через транспортные пути, инженерные сооружения и линии электропередач, а также там, где применение старых методов раскатки проводов (с использованием тракторов) нанесет ущерб землепользователям или окружающей среде.
Достоинства данного метода следующие.
- Отсутствие повреждений провода. Так как при монтаже «под тяжением» провод не касается земли, то на его алюминиевой поверхности не образуются зазубрины, забоины, нет обрывов проволок. В результате коронный эффект такого провода уменьшается.
- Минимальное влияние на окружающую среду. Так как в процессе монтажа, провод всегда находятся далеко от земли, то это позволяет свести к минимуму влияние технологии выполнения работ на окружающую среду. При выполнении раскатки, необходимо создать только две площадки, одну для натяжной и одну для тормозной машины с расстоянием между ними от нескольких до 10 километров и более. Между этими двумя площадками не будет никакого влияния на окружающую среду или на инфраструктуру. Если линия строится в лесу, и применяются старые методы монтажа проводов (раскатка при помощи тракторов), то необходимо прорубить просеку вдоль всей трассы линии, что помимо нанесения вреда окружающей среде, создает большой объём дополнительной работы и намного увеличивает стоимость строительства.
- Скорость и экономичность. В случае наличия естественных преград (рек, озёр, гор, лесов, болот и других), а так же искусственных преград (железные и автомобильные дороги, здания и т. д.), описываемый способ облегчает и ускоряет строительство воздушных ЛЭП.
- Безопасность. Натяжные и тормозные машины оснащены устройствами ограничивающими максимальную силу тяги и приборами контроля. Что позволяет мгновенно прекратить работу машины при достижении заданного уровня тяжения, дабы не повредить провод.
К недостаткам раскатки проводов «под тяжением» можно отнести отсутствие опыта выполнения работ данным методом нашими строительно-монтажными трестами, необходимость в специальной технике и персонале, умеющем с ней обращаться.
Следует отметить, что раскатка проводов и грозозащитных тросов под тяжением без опускания их на землю рекомендована Положением о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» [Скачать/смотреть положение]. В РФ уже выполнено ряд проектов по строительству ВЛ 220кВ и выше с использованием метода раскатки проводов «под тяжением».