Особенности монтажа опор из композитных материалов
Основные этапы монтажа стеклопластиковых опор аналогичны традиционным опорам – это транспортировка, выкладка секций и сборка опоры, установка, выверка и закрепление опоры, однако есть некоторые особенности их выполнения.
Подготовительные работы. Проводятся на специальных площадках расположенных рядом с трассой сооружаемой воздушной линии и включают нанесение разметочных линий на секции опоры, сверление отверстий, обрезку секций в случае необходимости и т.д.
Транспортировка. К месту монтажа опоры обычно доставляют в разобранном виде, при этом нижний – самый большой по габаритам и диаметру модуль – является одновременно и футляром для остальных элементов конструкции. Таким образом, формируется "набор" секций стойки опоры. Для исключения возможных перемещений отдельных секций в "наборе" при транспортировке, они скрепляются между собой болтами. При этом для перевозки опор не требуется специальная крупногабаритная техника. По информации некоторых электротехнических компаний, занимающихся монтажом ВЛЭП, транспортировка опор из композитных материалов обходится в 2 раза дешевле, чем деревянных опор.
Сборка. В зависимости от условий монтажа и транспортировки опор, они могут собираться:
- непосредственно на пикете из отдельных заводских элементов;
- на специальных сборочных площадках рядом с объектом монтажа и на пикет доставляться в собранном виде;
- на сборочных площадках собираются укрупненные блоки, которые доставляют на пикет, где опора окончательно собирается.
Относительно небольшой вес композитных опор не требует использования специальной техники при монтаже, для сборки достаточно иметь кран небольшой грузоподъемности (например, кран-манипуляторную установку).
Рисунок. Кран-манипулятор на базе трактора «Беларус».
Сборка опоры производится на земле и сводится к «наращиванию» отдельных секций до получения стойки необходимой высоты. Познакомимся более подробно с особенностями сборки стойки опор из композитных материалов.
После выгрузки набора секций на пикете выполняют следующие операции:
- Отвинчивают специальный болт, соединяющий секции между собой во время транспортировки для исключения их перемещения и повреждения. Этот болт находится у основания набора секций.
- После того как «транспортный» болт удален, извлекают секции из «набора», начиная с внутренней (самой маленькой) и укладывают их друг за другом на деревянные бруски. Легкие внутренние секции могут извлекаться и перемещаться вручную двумя монтажниками, для перемещения более тяжелых секций используют грузоподъемные машины.
- После выкладки секций проводят их соединение, начиная с самых больших (нижних) модулей. При этом, меньшую, более легкую секцию надвигают на более тяжелую, ориентируясь по меткам, которые нанесены на секции опоры. Наличие меток позволяет выровнять монтажные отверстия (используемые для их стягивания) в разных секциях друг относительно друга.
- В предварительно высверленные отверстия соединяемых секций устанавливают монтажные зажимы. В каждой секции имеется два отверстия расположенные на одной высоте, с противоположных сторон секции (напротив друг друга). Всего устанавливается четыре зажима, по два на каждую секцию.
- Для исключения смещения зажимов при стягивании соединяемых модулей опоры, в результате чего может произойти повреждение модулей или самих зажимов, последние фиксируются предохранительным ремнем или цепью, которые продеваются в отверстия зажимов и охватывают модуль опоры. С противоположных сторон соединяемых модулей (напротив друг друга) устанавливаются ручные лебедки.
- Модули стягиваются ручными лебедками, причем усилия, создаваемые каждой из лебедок, должны быть одинаковы во избежание перекоса соединяемых секций опоры. Стягивание секций останавливают, когда верхняя, более легкая секция заходит за контрольную метку, нанесенную на более тяжелую (нижнюю) секцию.
- После того, как соединяемые модули насажены друг на друга высверливается отверстие под болтовое крепление секций. Отверстие сверлится во внутреннем модуле доступ к которому осуществляется через продольную щель внешнего модуля. Отверстие высверливается как можно ближе к нижнему краю щели (обычно это место указано соответствующими метками).
- В высверленное отверстие вставляют специальную гайку, прикрепленную к монтажной нити. Нить натягивается, и гайка занимает горизонтальное положение внутри опоры. Затем в гайку вставляется и завинчивается болт, который окончательно зажимается ключом. После установки болтового соединения монтажная нить обрезается.
- После того как стойка опоры собрана монтируется нижняя опорная крышка. Для этого в монтажные отверстия, расположенные у основания нижней секции, устанавливаются J-образные болты.
- В завершении операций по сборке стойки опоры монтируется верхняя крышка. Крышка крепится четырьмя винтами к верхней секции стойки.
- После сборки стойки опоры производят монтаж траверсы.
Соединение остальных секций выполняется аналогично.
В зависимости от типа опорной крышки (от ее диаметра) J-образные болты могут монтироваться с внутренней или наружной стороны нижней секции опоры. Крышка крепится четырьмя болтами.
Описанный порядок сборки стойки композитной опоры показан в видеоролике ниже.
Установка. Промежуточные свободностоящие одностоечные опоры ВЛ до 220 кВ обычно устанавливают непосредственно в грунт. Котлованы для этих фундаментов разрабатываются буровыми машинами с буровыми головками диаметром на 5-10 см больше диаметра устанавливаемой стойки. Таким образом, стойку опоры устанавливают практически в ненарушенный грунт, обладающий высокими механическими характеристиками.
Рисунок. Установка стеклопластиковой опоры.
Установка композитных опор производится с помощью крана. В качестве такелажных приспособлений не используют острые, абразивные материалы, чтобы не повредить стеклопластиковую опору, как правило, применяют нейлоновые тросы. Нейлоновый трос крепят в точке равновесия опоры (центр масс), которая примерно совпадает с геометрическим центром опоры. Опору поднимают до вертикального положения и опускают стойкой в котлован, устанавливая так, чтобы оси траверс опоры были расположены перпендикулярно к оси трассы. Проверяют, чтобы ось опоры была строго вертикальна и совпадала с осью трассы. Далее котлован заполняется композитной смесью.
|
|