Приспособления, инструменты, инвентарь, материалы и механизмы
Приспособления, инструменты, инвентарь.
- Бесконечный канат служит для подачи легких деталей и приспособлений с земли находящемуся на стойке электромонтеру и для безопасного спуска этих деталей. Применение каната обязательно, если работы ведутся на уровне или выше проводов. Бесконечный канат, состоящий из следующих основных элементов:
- якорь бесконечного каната;
- вспомогательный канат для подъёма приспособлений г/п 0,1т (1 шт.);
- строп для подъёма и спуска изоляторов (1 шт.);
- отводной блок с крепёжным устройством г/п 0,1т (1 шт.)
Для закрепления нижнего конца бесконечного каната к земле служит лом с фигурным крюком или с проушиной, получившей название анкер (якорь). Изготовляется он из круглой стали диаметром 25 мм или угловой стали 50×50×5 мм, длиной 1,5 м. Анкер вбивают в землю в направлении оси линии, отступая на 3-4 м от стойки опоры. Для лучшего восприятия усилий, действующих по канату, анкер забивают под углом и первоначально не на полную глубину, оставляя запас для регулировки натяжения каната.
Канат, обычно хлопчатобумажный, диаметром 15-20 мм и длиной 30-35 м, заряжается в однороликовые блоки, рассчитанные по ширине на пропуск двух идущих рядом канатов.
Рисунок. Блоки отводные типа БО.
Верхний блок снабжен обычной поворотной пряжкой, нижний — такой же пряжкой или неповоротной скобкой с отверстием для закрепления к проушине анкера.
Конец каната, заделанный в фигурный крюк («бараний рог» из круглой стали диаметром 12 мм), называется поводком, к нему крепятся поднимаемые детали. При длинном поводке деталь нельзя будет подать к самому верху опоры, при коротком — электромонтеру, работающему наверху, трудно выполнить отцепку. Обычно длина поводка до узла составляет 20-30 см.
При всех работах, требующих установки бесконечного каната, электромонтер, работающий наверху, поднимается по стойке, неся верхний блок и отрезок каната для его крепления. Рабочий, находящийся внизу, держит канат и отпускает его по мере подъема наверх, предохраняя от волочения по земле. Сначала крепится верхний блок. Затем сочленяют с якорем нижний, наблюдая, чтобы ветвь каната с поводком была обращена к опоре. Последней операцией является регулировка длины каната, что достигается или перевязкой его, или же подбивкой (редко перестановкой) анкера.
Управление бесконечным канатом возложено на рабочего, находящегося внизу опоры. В бригаде, имеющей опыт, подача деталей производится без специальных указаний на должную высоту, так, чтобы электромонтеру, находящемуся наверху, осталось только снять или зацепить крюк поводка.
Инструмент (ключи, молотки и т. п.) подается наверх обычно в инструментальной сумке, которая крепиться к канату с помощью карабина.
Рисунок. Сумка для подъема инструмента на опору.
Следует помнить, что работающему наверху опоры электромонтеру во избежание падения инструмента нельзя его класть на траверсу или на вершину стойки и не рекомендуется держать его за поясом или в голенище сапога и т. п. Безопаснее всего пользоваться инструментальной сумкой или же получать нужный инструмент с земли по бесконечному канату и по использовании спускать (не бросать!) его вниз также по бесконечному канату.
Приспособления и детали опор, поднимаемые на опору, сначала устанавливают и закрепляют, а затем только отцепляют от поводка бесконечного каната. Если постоянное закрепление выполнить сразу затруднительно, то вместе с деталью для временного крепления подают петлю из хлопчатобумажного каната.
Особых предосторожностей требует подъем на опору стальных канатов (тросов). Канат или трос привязывают к бесконечному канату в двух местах: у конца и на расстоянии 1,5-2 м от него. Это делают для того, чтобы при случайной ошибке выпавший из рук или выскользнувший из блока трос не упал на провод. Спуск троса производится в обратной последовательности.
Бесконечный канат следует предохранять от загрязнения и намокания, т. е. по возможности его необходимо класть на подстилку, снимать при дожде, закрывать подручным материалом. Для удобства перевозки снятый бесконечный канат собирают петлями.
- Кувалда – применяется для заглубления якоря бесконечного каната в землю.
- Трап подвесной с подъёмным фалом – предназначен для выхода электромонтера на длину трапа при монтаже арматуры на проводах ВЛ. Трап состоит из:
- сварного каркаса, выполненного из труб из алюминиевого сплава;
- узла крепления к опоре ВЛ, состоящего из двух крюков и цепного стропа;
- узла подвески, включающего откидывающийся кронштейн со сменными элементами.
Рисунок. Трап подвесной.
- Лопата - для проверки состояния фундамента опоры.
- Стяжное устройство с комплектом матриц – предназначено для замены в условиях эксплуатации на ВЛ, ОРУ подстанций дефектных изоляторов. Замена производится путем стягивания участка гирлянды изоляторов, находящейся под рабочим тяжением.
Рисунок. Стяжное устройство.
Стяжное устройство состоит из верхнего и нижнего хомута и винтовых стяжек.
Рисунок. Хомут стяжного устройства.
Хомуты устанавливаются на шапки неповрежденных изоляторов, ограничивающих участок с дефектными изоляторами в гирлянде.
Рисунок. Винтовая стяжка.
Винтовые стяжки предназначены для создания рабочего усилия при выполнении монтажных и ремонтных работ. Имеют переключатель для выполнения операции сжатия и разжатия стяжного.
- Бинокль – применяется для контроля за ходом выполнения работы.
- Анемометр – применяется для определения скорости ветра.
Рисунок. Анемометр.
- Полотнище брезентовое – применяется для размещения на нем инструмента, приспособлений, защитных средств и инвентаря в процессе выполнения работы, с целью исключения их загрязнения.
- Приспособление для извлечения замков из изоляторов;
- Слесарно-монтажный инструмент (ключи гаечные, разводные, трещеточные; плоскогубцы, пассатижи; кусачки боковые и торцевые; отвертки; ножи и т.д.).
Рисунок. Слесарно-монтажный инструмент.
Необходимые материалы:
- Изоляторы ПС160Д;
Рисунок. Изолятор ПС160Д.
- Краска (или специальный спрей) – применяется для восстановления окраски металлической опоры удаленной при монтаже переносного заземления и защиты металлических контструкций опоры от коррозии.
Рисунок. Спрей для защиты металлических контструкций опоры от коррозии.
Необходимые механизмы:
- Автомобиль, оборудованный для перевозки людей, приспособлений и такелажа с радиостанцией.