Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи


Организация безопасных условий труда на воздушных линиях

Организация безопасных условий труда на ВЛ

Работы на опорах воздушных линий являются особо сложными по организации безопасных условий труда по следующим причинам:

  • работа связана с подъемом на опоры на большую высоту,
  • рабочие места меняются ежедневно, а иногда и несколько раз в день,
  • электромонтажники-линейщики рассредоточиваются по рабочим местам вдоль воздушной линии, находясь друг от друга на расстоянии пролета между опорами, что затрудняет контроль за безопасностью их труда,
  • работа требует постоянного контроля за состоянием заземляющих устройств,
  • работа связана с погодными условиями, состоянием подъездных путей и конструкцией опор.

Все электромонтажники-линейщики обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на выполнение верхолазных работ и подтверждать присвоенную группу по электробезопасности.

Работы на воздушных линиях, с точки зрения мер безопасности, разделяются на следующие категории:

  • на отключенной воздушной линии;
  • на воздушной линии находящейся под наведенным напряжением;
  • в пролетах пересечения с действующей ВЛ;
  • на ВЛ без снятия напряжения.

К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией электромонтеры-линейщики, имеющие высокую квалификацию. Обычному персоналу электромонтажных организаций категорически запрещается производить работы на воздушных линиях, находящихся под напряжением.

Любая работа на действующей воздушной линии производится при обязательном соблюдении следующих условий:

  • на производство работы должен выдаваться наряд или распоряжение лица, уполномоченного на это;
  • работа на воздушных линиях должна производиться не менее чем двумя лицами;
  • до начала электромонтажных работ на воздушной линии должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

К организационным мероприятиям относятся: оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; получение разрешения на подготовку рабочего места и на допуск бригады к работе; подготовка рабочего места и допуск к работе; надзор во время работы; оформление перевода на другое рабочее место, перерыва в работе и окончания работы.

К техническим мероприятиям относятся:

  • Снятие напряжения с воздушной линии соответствующими коммутационными аппаратами и принятие мер препятствующих ошибочному или самопроизвольному включению этих аппаратов;
  • Вывешивание плакатов «Не включать — работа на линии» на ключах или приводах коммутационных аппаратов.
  • Вывешивание плакатов на ключах выключателей

    Рисунок. Вывешивание плакатов на ключах выключателей.

  • Проверка отсутствия напряжения производится указателем напряжения. В ЭУ 35 кВ и выше можно пользоваться изолирующей штангой, прикасаясь ей несколько раз к токоведущим частям. Признаком отсутствия напряжения является отсутствие искрения и потрескивания. На одноцепных ВЛ 330 кВ и выше достаточным признаком отсутствия напряжения является отсутствие коронирования. Проверку отсутствия напряжения в РУ выполняет один работник, а непосредственно на ВЛ – два. На ВЛ при подвеске проводов на разных уровнях проверять отсутствие напряжения следует снизу вверх, начиная с нижнего провода, а при горизонтальной подвеске – с ближнего провода;
  • Проверка отсутствия напряжения

    Рисунок. Проверка отсутствия напряжения.

  • Заземление воздушной линии во всех РУ и у секционирующих коммутационных аппаратов, которыми отключена ВЛ, путем включения заземляющих ножей соответствующих коммутационных аппаратов. Дополнительно на рабочем месте каждой бригады с помощью переносного заземления должны быть заземлены провода всех фаз, а при необходимости и грозозащитные тросы. Переносное заземление сначала нужно присоединить к искуственному заземлителю или заземленным частям опоры, а затем после проверки отсутствия напряжения установить на токоведущие части. Искусственные заземлители устраиваются путем забивки в землю металлического стержня (лома) или ввертывания специального бура на глубину 0,5 - 1 м.
  • Переносные защитные заземления: заземлене до 1кВ Переносные защитные заземления: заземление выше 1кВ
    а б

    Рисунок. Переносные защитные заземления: а - до 1 кВ; б - выше 1 кВ.

  • Ограждение рабочего места.

Ниже приведен видеофильм в котором показаны правила наложения переносного заземления на ВЛ 10 кВ.

[Назад]      [Далее]


Содержание темы
  1. Классификация воздушных ЛЭП
  2. Основные элементы ЛЭП:
  3. ВЛ с изолированными проводами.
  4. Монтаж воздушной линии:
  5. Приемка в эксплуатацию воздушных линий. Наружный осмотр
  6. Испытание ВЛ при вводе в эксплуатацию
  7. Организация безопасных условий труда на ВЛ
  8. Осмотр воздушных линий электропередачи в процессе эксплуатации
  9. Ремонт железобетонных опор
  10. Отыскание замыкания на землю на воздушных линиях 6-35 кВ
  11. Правила охраны электрических сетей
  12. Работы на трассе ВЛ, проходящих в лесных массивах
  13. Восстановление электроснабжения потребителей на ВЛ 10 кВ
  14. Защита ВЛ от гололёда
  15. Борьба с пляской проводов на ВЛ
  16. Защита ВЛ от вибрации проводов

Юмор в энергетике

Российские энергетики предложили инновационный подход к объяснению понятия "реактивная мощность"



Развитие сайта