Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи


Ремонт железобетонных опор воздушных линий электропередачи

Ремонт железобетонных опор

Объем ремонта железобетонных опор, свай, приставок и фундаментов определяется при осмотрах ВЛ, а также выборочным вскрытием подземной части опор на глубину 0,5-0,7 м.

Разрушение бетона железобетонного пасынка опоры ВЛ

Рисунок. Разрушение бетона железобетонного пасынка

Виды и причины повреждений

К наиболее распространенным дефектам железобетонных опор, возникающим в процессе эксплуатации относятся: появление трещин (продольных и поперечных) в бетоне, появление пятен, щелей, раковин, отклонение опоры от вертикального положения, а также дефекты заделки опоры в грунт.

Дефекты в железобетонных опорах и фундаментах образуются вследствие нарушения технологии изготовления, транспортировки опор к месту установки, несоблюдения строительных норм и правил при сооружении ВЛ. В процессе эксплуатации под действием знакопеременных нагрузок, периодического увлажнения, размораживания дефекты развиваются, что приводит к разрушению бетона, коррозии арматуры и, в конечном итоге, к снижению несущей способности опор и фундаментов и сокращению их срока службы.

Отклонение опор от вертикального положения может иметь место в результате недостаточно прочного их закрепления в грунте при установке, вследствие усадки почвы, в связи с наездом на опоры транспорта, после ослабления оттяжек или проволочных бандажей опор с пасынками и т.д.

Фрагмент железобетонной опоры воздушной линии с продольной трещиной в бетоне

Рисунок. Фрагмент железобетонной опоры с продольной трещиной в бетоне

Ремонт опор

Виды ремонта железобетонных опор в зависимости от типа дефекта приведены в таблицах 1-4.

Таблица 1 – Виды ремонта опор при наличии трещин в бетоне
Конструкция опоры Характеристика дефекта Вид ремонта
Центрифугированная или вибрированная опора с ненапряженной или напряженной стержневой арматурой Поперечные трещины шириной раскрытия менее 0,3 мм Ремонт не требуется
То же шириной раскрытия от 0,3 до 0,6 мм Поверхность бетона в зоне образования трещин покрасить краской или заделать полимерцементным раствором
Поперечные трещины шириной раскрытия более 0,6 мм Установить бандаж. Если трещины расположены по всей поверхности бетона, то опору заменить
Центрифугированная или вибрированная опора с напряженной арматурой из высокопрочной проволоки (в виде отдельных проволок или прядей) Поперечные трещины шириной раскрытия до 0,05 мм Ремонт не требуется
То же шириной раскрытия от 0,05 до 0,3 мм Поверхность бетона в зоне трещин покрасить краской
То же шириной раскрытия более 0,3 мм Установить бандаж. Если зона образования трещин распространяется по всей поверхности бетона, опору заменить
Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции Продольные трещины шириной раскрытия до 0,05 мм независимо от количества трещин Ремонт не требуется
Продольные трещины шириной раскрытия от 0,05 до 0,3 мм независимо от количества трещин Поверхность бетона в зоне образования трещин закрасить краской
То же шириной раскрытия от 0,3 до 0,6 мм при количестве трещин не более двух в одном сечении Трещины заделать полимерцементным раствором
То же шириной раскрытия более 0,3 мм при количестве трещин более двух в одном сечении Установить бандаж. При длине трещин более 3 м опору заменить
Измерение ширины раскрытия продольной трещины железобетонной опоры воздушной линии электропередачи

Рисунок. Измерение ширины раскрытия продольной трещины железобетонной опоры

Таблица 2 – Виды ремонта опор при наличии раковин, щелей и пятен на бетоне
Конструкция опоры Характеристика дефекта Вид ремонта
Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции На поверхности бетона выступают темные полосы, расположенные по виткам поперечной арматуры Поверхность бетона в зоне, где выступают темные полосы, закрасить краской
Оголена поперечная арматура (на длине не более 1,5-2 м вдоль опоры) Очистить арматуру от ржавчины. Поверхность бетона, где выступает поперечная арматура, закрасить краской
Пористый бетон или узкая щель вдоль стойки Заделать полимерцементным раствором
На поверхности бетона выступают пятна и потеки цвета ржавчины, свидетельствующие о наличии в бетоне инородных включений (глины, руды) Поверхность бетона в зоне потеков и пятен закрасить краской
Шершавая поверхность бетона вследствие отслоения поверхностного слоя толщиной 3-5 мм Заделать полимерцементным раствором
В бетоне раковины размером 10х10 мм и глубиной 10 мм Заделать полимерцементным раствором
В бетоне раковины или сквозные отверстия площадью до 25 см2 (не более одной раковины или одного отверстия на опору) при толщине бетонной стенки в зоне отверстия не менее проектной Установить бандаж. При количестве раковин или отверстий более одного опору заменить
То же при толщине бетонной стенки в зоне отверстия менее проектной Поверхность бетона в зоне отверстия простучать. При скалывании бетона и увеличении площади отверстия опору заменить
В бетоне раковина или сквозное отверстие площадью более 25 см2 Опору заменить
Сквозное отверстие в железобетонной опоре воздушной линии электропередачи

Рисунок. Сквозное отверстие в железобетонной опоре

Таблица 3 – Виды ремонта опор при наличии отклонения стойки от вертикального положения
Конструкция опоры Характеристика дефекта Вид ремонта
Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции Отклонение стойки одностоечной свободностоящей опоры от вертикальной оси на значение, большее ее диаметра вверху Опору выправить
Отклонение одностоечной опоры с оттяжками от вертикальной оси вдоль и поперек линии Опору выправить регулированием тяжения в оттяжках
Ослабление тяжения тросовых оттяжек Подтянуть оттяжки до нормального тяжения. Исправить крепления и регулирующие устройства
Искажение геометрической формы портальной опоры на оттяжках Выправить опору регулированием тяжения в оттяжках
Искривление стоек одностоечных свободностоящих опор Выправить опору, установив оттяжку в сторону, противоположную прогибу
Искривление стоек железобетонной опоры 330 кВ (ОПО-330, ПГ-330, ПУ-330) при стреле прогиба менее 10 см Ремонт не требуется
То же при стреле прогиба более 10 см Опору выправить регулированием тяжения в оттяжках
Отклонение опоры воздушной линии электропередачи от вертикального положения

Рисунок. Отклонение опоры от вертикального положения

Таблица 4 – Виды ремонта опор при наличии дефектов в заделке опор
Конструкция опоры Характеристика дефекта Вид ремонта
Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции Грунт в заделке опор не уплотнен: котлован неполностью засыпан грунтом. Признаки коррозии арматуры в фундаментной части опоры Фундаментную часть опоры очистить от грязи и восстановить гидроизоляцию. Тщательно утрамбовать грунт в пазухе котлована, недостающий грунт досыпать с послойным уплотнением
Опора заделана в грунт на глубину менее проектной. Ригели находятся на поверхности Произвести обваловку опоры с досыпкой грунта выше проектной отметки заделки на 30-40 см. Уплотнить досыпанный грунт
Сколы бетона оголовника фундамента Расчистить место скола, выправить арматуру, установить опалубку по форме оголовника и забетонировать

Перед нанесением защитных покрытий или заделкой дефектов поверхность бетона следует очистить от грязи и пыли, а отслоения бетона – удалить.

Очистку поверхности бетона и обнаженной арматуры следует производить стальными щетками или скребками; масляные пятна удаляются ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или других растворителях.

Применение растворов и краски

Для ремонта железобетонных опор рекомендуется применять полимерцементные растворы и краски. Полимерцементные растворы приготовляются смешиванием цемента и песка с последующим добавлением эмульсии полимера и воды; раствор вовремя приготовления тщательно перемешивается. Составы полимерцементных растворов приведены в РД 34.20.504-94 [скачать/посмотреть].

Полимерцементный раствор следует применять в течение 2 ч после приготовления. При заделке раковин и сколов полимерцементный раствор втирается с помощью шпателя или мастерка в трещину, смоченную предварительно 10 %-ным раствором эмульсии. Спустя час место заделки смачивается водным раствором эмульсии, присыпается сухим цементом и заглаживается гладилкой.

Полимерцементная краска должна готовиться на местепроизводства работ не ранее чем за 3-4 ч до начала работ. Краска наносится в два слоя кистью на поверхность бетона, предварительно увлажненную 10 %-ным раствором полимерной эмульсии. Второй слой наносится через 1-2 ч после первого.

Выполнение бандажей

Железобетонные бандажи, применяемые для ремонта опор с вертикальными трещинами, должны иметь поперечную рабочую арматуру, а для ремонта опор с горизонтальными трещинами – продольную рабочую арматуру. Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона. В месте наложения бандажа поверхность бетона опоры насекается зубилом. Рабочую арматуру бандажа рекомендуется выполнять из стали периодического профиля диаметром 16 мм, нерабочую (поперечную) арматуру – из катанки диаметром 5-7 мм; толщина бетонного слоя должна быть 8-10 см.

После установки арматуры устанавливается опалубка, пространство между поверхностью опоры и опалубкой заполняется бетоном. В местах больших сколов бетона (с обнажением арматуры) крепится арматурная сетка, которая затем заполняется бетоном.

Бетонный бандаж железобетонной опоры воздушной линии электропередачи

Выправка опор

Выправка промежуточных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор, имеющих наклон поперек ВЛ, производится созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры. Тяжение создается с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия, прилагаемого к тяговому тросу. В качестве тягового механизма может использоваться автомашина с лебедкой или ручная лебедка. Механизм должен быть удален от опоры, подлежащей выправке, на расстояние не менее 1,2 ее высоты. Тяговый трос крепится на опоре на высоте около 4 м от уровня земли.

Схема выправки одностоечной свободностоящей опоры воздушной линии электропередачи

Рисунок. Схема выправки одностоечной свободностоящей опоры

До начала работ по выправке опор со стороны, противоположной наклону опоры, откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2-1,5 м. Котлован может выполняться вручную или с помощью механизма (экскаватора, буровой машины).

Схема выполнения котлована для выправки опоры воздушной линии электропередачи

Рисунок. Схема выполнения котлована для выправки опоры: 1 – опора; 2 – котлован.

Выправке подлежат опоры при угле наклона стойки более 1° (т.е. при отклонении вершины опоры от вертикального положения более чем на 25-40 см при длине стоек от 16 до 26 м). При наклоне стойки опоры на угол более 3° от вертикали выправка должна производиться немедленно.

В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается.

Выправка опоры с оттяжками производится следующим образом:

  • опор с тросовыми оттяжками – изменением длины и тяжения в тросах оттяжек путем подтягивания гаек анкерных U-образных болтов;
  • опор с оттяжками из круглой стали (стержневой арматуры) – регулированием длины оттяжек с помощью талрепов.
Схема выполнения котлована для выправки опоры воздушной линии электропередачи

Рисунок. Натяжное устройство оттяжки опоры воздушной линии электропередачи

Все виды оттяжек опор (в том числе оттяжки внутренних связей опор, шпренгельные оттяжки траверс и др.) независимо от их конструктивного выполнения (из тросов, круглой стали) должны быть натянуты без видимой слабины.

Дополнительный материал

  1. Рекомендации по ремонту железобетонных опор и фундаментов металлических опор ВЛ c применением современных цементосодержащих материалов. [скачать/открыть в формате pdf]
  2. РД 34.20.504-94. Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ. [скачать/открыть в формате pdf]
  3. Рекомендации по выправке железобетонных одностоечных свободностоящих опор ВЛ напряжением 35 кВ и выше. [скачать/открыть в формате pdf]

[Назад]      [Далее]


Содержание темы
  1. Классификация воздушных ЛЭП
  2. Основные элементы ЛЭП:
  3. ВЛ с изолированными проводами.
  4. Монтаж воздушной линии:
  5. Приемка в эксплуатацию воздушных линий. Наружный осмотр
  6. Испытание ВЛ при вводе в эксплуатацию
  7. Организация безопасных условий труда на ВЛ
  8. Осмотр воздушных линий электропередачи в процессе эксплуатации
  9. Ремонт железобетонных опор
  10. Отыскание замыкания на землю на воздушных линиях 6-35 кВ
  11. Правила охраны электрических сетей
  12. Работы на трассе ВЛ, проходящих в лесных массивах
  13. Восстановление электроснабжения потребителей на ВЛ 10 кВ
  14. Защита ВЛ от гололёда
  15. Борьба с пляской проводов на ВЛ
  16. Защита ВЛ от вибрации проводов

Ремонт железобетонного фундамента опоры


Юмор в энергетике

 Правило номер №1 по электробезопасности - Избегайте случайных контактов!


Развитие сайта